Святитель Иаков, брат Господень. Роспись Собора Роджества Богородицы. Разрез по центральному продольному нефу. Вид на север

Святитель Иаков, брат Господень

Роспись Собора Роджества Богородицы. Разрез по центральному продольному нефу. Вид на север




Поиск

Главная

Дионисий

Музей фресок

Ферапонтов монастырь




Техника росписи

Как же расписывали храм средневековые художники?

Фреска относится к очень трудоёмким видам живописи, требующим величайшего творческого напряжения, мастерства, быстроты и точности в работе. Самое подходящее время для создания фресковой живописи – теплый летний период, с мая по сентябрь.

Начинали роспись с верхних частей храма и алтарей. Мастера наносили на стену грунт (сырую штукатурку) участком такого размера, который они должны были покрыть живописью в течение дня, пока грунт не высох. Обычно это была одна композиция, чтобы дневной шов – место примыкания следующего участка грунта – пришелся на декоративную рамку, обрамляющую живописную сцену. Обычная площадь дневного участка – 6-9 кв.м.

После нанесения грунта мастера заглаживали поверхность, размечали вертикальные и горизонтальные линии, уточняя место изображения на стене. Затем делался предварительный эскиз всей композиции, который выполнялся жидкой краской (желтой, красной, коричневой или черной). Иногда основные линии эскиза усиливали графьей (прочерчивали острым предметом).

Затем мастера покрывали нимб и всю голову святого охрой и поверх нее накладывали серовато-зеленый тон. По нему в два приема писали более светлые выпуклые части: сначала светло-желтой краской, затем известковали белилами. Рисунок лика выполнялся сначала красно-коричневой краской (обводка глаз, носа, бровей), потом темно-зеленой, почти черной. Аналогично писались и одежды: по основному тону (зеленому, розовому, синему) прокладывались широкие полосы пробелов. Тени выполнялись красной краской. Если возникала необходимость, художник прописывал детали и поверх высохшей штукатурки.

Краска наносилась на мокрую штукатурку в тот короткий промежуток времени, пока раствор еще не «схватился» и свободно впитывает ее. Такой раствор еще называют «спелым». Писать по нему нужно легко и свободно, а, главное, как только ход кисти теряет плавность и краска перестаёт впитываться, надо заканчивать работу.

В процессе высыхания штукатурки кристаллы красочных пигментов «прорастают» через слой штукатурки, прочно закрепляясь на поверхности стены. Некоторые пигменты – охра красная, шунгит, гематит – после высыхания грунта практически совсем не изменяют цвет, такие же краски, как желтые охры, лазурит, глауканит и др., очень сильно светлеют. Поэтому мастер должен учитывать особенности работы с каждым пигментом и предвидеть конечный результат.

Специфика средневековой живописной состоит в том, что разнообразие индивидуальных приемов сочетается с постоянством одного и того же метода, который афористично сформулировал исследователь древнерусской стенописи Ю. Н. Дмитриев: «Процесс работы кистью можно уподобить наложению друг на друга нескольких, и притом немногих, цветных плоскостей».

Эти важнейшие технологические требования влияли не только на приемы (порядок наслаивания) и манеру (способ нанесения слоев), но и на подготовительные операции – выбор пигментов, составление красочных смесей, приготовление грунта. При составлении красочной смеси нужно было умело комбинировать мелко тертую массу краски с крупными частицами пигмента. При нанесении смеси важно было сохранить и тонкость слоя, и его цветность. Надо было разбить процесс на несколько этапов, сочетая почти прозрачные слои с более насыщенными. Здесь, конечно, многое зависело от индивидуального мастерства, от умения составлять красочные смеси, но на конечный результат влиял и сам послойный метод нанесения краски, при котором слои просвечивали друг сквозь друга.

Средневековые художники, расписывая храмовые пространства, добивались чудесной выразительности художественного языка, гармонии живописи и архитектуры, что так ярко подтверждают фрески Ферапонтовского монастыря.

Значение некоторых терминов:

1) Фреска (от итальянского слова «fresco» – свежий) – одна из основных техник стенных росписей, живопись водяными красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную пленку, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной. Фреска была хорошо известна во все времена, начиная с античности.

2) Грунт для фрески – состоит, как правило, из гашеной извести и минеральных наполнителей – кварцевого песка, порошка известняка, дробленых кирпича и керамики. Иногда в состав грунта включают органические добавки (солому, пеньку, лен и др.), которые предохраняют штукатурку от растрескивания.

3) Графья – нанесение предварительного рисунка, разметка контуров каким-либо острым предметом. Наносится на штукатурку перед работой в технике фрески, так как при ином способе контуры рисунка плохо видны.

4) Пигменты – разного рода красящие вещества, цветной порошок, входящий составной частью во все разновидности краски и определяющий цветовые качества краски.

Красочные пигменты древнерусских стенописей

«Установленная путем микрохимического анализа красочного слоя древнерусских стенописей палитра красок была крайне невелика. Она насчитывала всего 27 основных пигментов, из которых 16 представляли собой природные земляные и 10 – природные минеральные краски. В отдельных случаях применяли искусственные пигменты :(свинцовые белила, сурик свинцовый, желть обыкновенная, ярь медная, лазурь медная, голубая медная, древесная чернь, смальта). Несмотря на небольшое количество основных красок, древнерусские художники путем умелого смешения, а так же виртуозного наложения одной краски на другую достигали необычайно богатой цветовой гаммы. Подавляющее большинство красочных пигментов, применявшихся древнерусскими художниками в стенописи, безусловно, прочны, стойки к внешним воздействиям и вполне применимы в современных росписях.» (А. Винер «Краски, применявшиеся русскими художниками в XI-XVII веках в стенной живописи»).

Главная

Дионисий

Ферапонтов монастырь

Музей фресок

Библиотека

Справочная информация

Карта сайта

Другие материалы раздела

Аристотель Фиораванти (Фиораванти дельи Альбертини, Рудольфо)

Артельная роспись

Дионисий и Андрей Рублев

Основные этапы истории Ферапонтова монастыря

Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий

Преподобный Кирилл Белозерский

Преподобный Мартиниан Белоезерский

Преподобный Павел Обнорский и Комельский, Вологодский чудотворец

Преподобный Пафнутий Боровский, игумен и чудотворец

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Ферапонт Можайский (Белозерский), Лужецкий чудотворец

Родословная иконника Дионисия

Симонов монастырь

Стоимость работ

Сыновья Дионисия. Феодосий и Владимир

Техника росписи



Карта сайта | Список иллюстраций | Контакты

© 2005-2021 «Кирилло-Белозерский музей-заповедник»
Все права защищены
При использовании материалов гиперссылка на сайт www.dionisy.com обязательна

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ:


Северсталь-групп Попечительсто о музее фресок Дионисия Издательство "Северный паломник"
Северсталь-инфоком