Успенский собор Московского Кремля. Успенский собор Московского Кремля был главным храмом страны, в котором оглашались государственные указы, венчались на царство и короновались все российские государи, отмечались воинские победы

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля был главным храмом страны, в котором оглашались государственные указы, венчались на царство и короновались все российские государи, отмечались воинские победы

Успенский собор Московского кремля


Успенский собор Московского кремля

Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой




Поиск

Главная

Дионисий

Музей фресок

Ферапонтов монастырь




Московский Кремль. Успенский собор. 1480 – 1481 годы

Новый каменный московский Успенский собор был возведен итальянским мастером Аристотелем Фиораванти в 1475-1479 годах, как главная соборная церковь, важнейшее общественное здание Русского государства, как соборный храм, независимого самодержца «всея Руси» – первого московского государя Ивана III.

В храме, обозначавшем величие нового европейского государства, отныне проводились церковные соборы, выбирались русские митрополиты, ставились епископы, стали венчаться на царство русские государи и цари. Находившиеся в Успенском соборе иконы стали не только общерусскими святынями, но и образцами для подражания при написании новых икон.

Первое упоминание имени Дионисия в летописях связано с его работой в Успенском соборе в 1481 году: «Того же лета владыка Ростовский Васьян дал сто рублев мастером иконником Денисью, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне писати деисус в новую церковь святую Богородицу, иже и написаша чюдно вельми, и с праздники и с пророкы».

Святой митрополит Петр с житием. Дионисий и мастерская

Святой митрополит Петр с житием. Дионисий и мастерская

Создание нового иконостаса для храма-символа было поручено артели мастеров, возглавляемой самым искусным иконописцем. Вероятно, тогда же были написаны и деисусы на каменных алтарных преградах в приделах Успенского собора, упоминаемых в его описи начала XVII века. Ни иконостас, ни алтарные деисусы не сохранились.

К этому же времени и художественному кругу относятся композиции в нижнем ярусе стен алтарных помещений собора: Петропавловского и Похвальского приделов.

В Похвальском приделе на северной стене сохранилась верхняя часть композиции Собор Богоматери – Поклонение волхвов. Выдающийся мастер-стенописец искусно вписал эту многофигурную композицию в полукруг арки на стене. Блестящий рисовальщик и живописец, Дионисий создает тонкую и праздничную цветовую гамму этой фрески. На южной стене сохранилась верхняя часть фрески Рождество Иоанна Предтечи.

На южной стене Петропавловского придела сохранились две сцены этого времени – Апостол Петр исцели недужные и Сорок севастийских мучеников, где уцелело лишь двадцать четыре фигуры.

Святой митрополит Алексий с житием. Дионисий и мастерская

Святой митрополит Алексий с житием. Дионисий и мастерская

На алтарной преграде, между иконами деисусного чина и местного, иконы которого размещались в киотах, мастера вписали полуфигуры преподобных, почитавшихся на Руси. Размещение подобных изображений на глухой алтарной стене было известно по другим русским памятникам: звенигородским храмам первой трети XV века – церкви Успения на Городке и собору Саввино-Сторожежского монастыря.

Для нового Успенского собора Дионисий в 1480-х годах написал две, парные, житийные иконы московских митрополитов Петра и Алексия.

Эти иконы являются первыми житийными иконами московских чудотворцев и созданы на основе глубоко продуманной и детально разработанной программы. Им отводилась одна из ключевых ролей в декорации нового собора, пока он не был полностью расписан в 1513-1515 годах.

В настоящее время икона «Митрополит Петр с житием» демонстрируется в Успенском соборе Московского кремля, для которого и была написана, а «Митрополит Алексий с житием» в Государственной Третьяковской галерее.

Специалистам известно около десяти соборов, в росписи которых участвовал Дионисий. Некоторые работы художника безвозвратно потеряны, некоторые сохранились благодаря реставраторам

Пафнутьево-Боровский монастырьПафнутьево-Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы. Между 1467 и 1476 годом

Московский КремльМосковский Кремль. Успенский собор. 1480 – 1481 годы

Спасо-Каменный монастырьСпасо-Каменный монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1481 год

Московский Кремль. Вознесенский монастырьМосковский Кремль. Вознесенский монастырь. Вознесенский собор. 1482 год

Иосифо-Волоколамский монастырьИосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор. После 1485 года

Чигасов монастырь. Спасо-Преображенский собор. Конец 1480 годов

Павло-Обнорский монастырь. Троицкий собор. 1500 год

Ферапонтов Белозерский монастырьФерапонтов Белозерский монастырь. Собор Рождества Богородицы. 1502 год

Кирилло-Белозерский монастырьКирилло-Белозерский монастырь. Успенский собор. 1497 год

Спасо-Прилуцкий монастырьСпасо-Прилуцкий монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1503 год

И только стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря дошла до нашего времени в полном составе и подлинном виде

Главная

Дионисий

Ферапонтов монастырь

Музей фресок

Библиотека

Справочная информация

Карта сайта

По историческим документам нам известны работы Дионисия (даты указывают на время росписи собора)

Пафнутьево-Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы. Между 1467 и 1476 годом

Московский Кремль. Успенский собор. 1480 – 1481 годы

Спасо-Каменный монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1481 год

Московский Кремль. Вознесенский монастырь. Вознесенский собор. 1482 год

Иосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор. После 1485 года

Чигасов монастырь. Спасо-Преображенский собор. Конец 1480 годов

Павло-Обнорский монастырь. Троицкий собор. 1500 год

Ферапонтов Белозерский монастырь. Собор Рождества Богородицы. 1502 год

Кирилло-Белозерский монастырь. Успенский собор. 1497 год

Спасо-Прилуцкий монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1503 год

Алексей, человек Божий. Дионисий

Алексей, человек Божий. Дионисий

Материалы по теме:

Аристотель Фиораванти (Фиораванти дельи Альбертини, Рудольфо)

Артельная роспись



Карта сайта | Список иллюстраций | Контакты

© 2005-2021 «Кирилло-Белозерский музей-заповедник»
Все права защищены
При использовании материалов гиперссылка на сайт www.dionisy.com обязательна

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ:


Северсталь-групп Попечительсто о музее фресок Дионисия Издательство "Северный паломник"
Северсталь-инфоком