Ферапонтов монастырь


Благодаря изящному, уверенному рисунку, легкому, прозрачному колориту, Дионисий отражал в своих работах образы, наполненные совершенной гармонией, будущий мир Царствия Небесного.

Годы жизни Дионисия точно неизвестны — родился около 1450, умер около 1520 года. Имел двух сыновей: иконописцев, Феодосия и Владимира, и третьего сына Андрея. Прославился росписями в Пафнутьев-Боровском монастыре под Боровском, недалеко от Калуги.

Главная

Дионисий

Музей фресок

Ферапонтов монастырь




Музей фресок  |  Ферапонтов монастырь

Преподобный Пафнутий, игумен и чудотворец Боровский. 1394-1477

Преподобный Пафнутий Боровский был учеником боровского игумена Никиты, ученика преподобного Сергия Радонежского, и в свою очередь был учителем Иосифа Волоцкого. Эта «генеалогическая» линия московских святых восходит к великому радонежскому старцу.

Родился преподобный Пафнутий Боровский (в миру – Парфений) в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска в семье крестившегося татарина Мартина, мать Парфения носила имя Фотиния. Пращур преподобного был баскаком, что в переводе с татарского языка означает «давитель» – достаточно красноречивая характеристика его должности, которая состояла в сборе податей в пользу татарского хана. Пути Господни неисповедимы: потомок баскака стал иноком и впоследствии прославленным святым.

Достигнув юношеского возраста, Парфений оставил родительский дом и принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком от настоятеля Маркелла. Было это в 1414 году. После принятия пострига Пафнутий находится в послушании у преподобного Никиты Серпуховского – ученика преподобного Сергия Радонежского.

Усердие преподобного Пафнутия в монашеском житии было столь велико и плоды его были столь явны, что в 1426 году, когда скончался настоятель Покровской обители, братия избрала его игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан.

Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником, имея дар пастырский попечительного служения братии монастыря, явив удивительные примеры любви и заботы о вверенном ему Богом братстве. В одном из сновидений Господь открывает преподобному Пафнутию, что двое братий намереваются бежать из обители. Бесы в образе эфиопов швыряют зажженные головни им в кельи. И преподобный, зная, что речь идет о жизни вечной, обратился к намеревавшимся бежать и отвратил их от пагубного намерения. В другом сне Пафнутий видит, что в монастырском саду его, который полон прекрасных плодов, появилось мертвое дерево. Пафнутий, оставив прочие труды, обращается к нему и со всем тщанием ухаживает за ним до тех пор, пока оно не возрождается к жизни. Оказалось, что один из братии, будучи в отъезде, согрешил. Но вернулся, полон раскаяния, и так избег смерти греховной. Вот суть сна и самой жизни преподобного Пафнутия Боровского: он садовник в том саду, что насадил Господь на Своей земле.

В годы игуменства открылись в нем высокие дарования: умение привести людей к Богу, всепокрывающая милость и снисхождение к человеческим немощам, твердость и непреклонность по отношению к любому греху, удивительная проницательность и прозорливость.

Когда преподобному Пафнутию было пятьдесят лет, он впал в тяжкую болезнь и, не надеясь на выздоровление, принял схиму. Вскоре он выздоровел, но решил уже не возвращаться к игуменским трудам, а уйти в отшельничество, чтобы, не отвлекаясь ни на какие житейские волнения, посвятить себя подвигу молитвы и очищения души.

23 апреля 1444 года преподобный покинул Покровскую обитель и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы. Вскоре на новое место к нему стала собираться братия – число иноков быстро возрастало. Есть предание, согласно которому преподобному Пафнутию в его отшельничестве было явление Матери Божией, которая повелела ему основать на этом месте монастырь и быть в нем игуменом. Об этом явлении он по смирению открыл только на смертном одре: «Сама Пречистая Царица так решила и пожелала на этом месте прославить Свое имя, и храм свой воздвигла, и братию собрала, и меня, нищего, долгое время питала и охраняла вместе с братией».

Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келья его была беднее всех, из пищи он брал худшее, в понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород. На месте деревянного храма был возведен новый каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники.

Удивительно свидетельство самого подвижника о том, как строился его монастырь: «Не княжеской властью, не богатством сильных создавалось место сие, но волею Божьей и помощью Пречистой Матери Его. Не просил я и не принимал от земных князей никаких даров для монастыря, но всю надежду и упование о всем возложил на Пречистую Царицу до сего дня и часа».

Глубокой любовью и почитанием пользовался Пафнутий не только у братии своего монастыря, но в других обителях. Промыслом Божиим в обитель к преподобному был направлен двадцатилетний юноша Иоанн Санин, который, придя в Боровский монастырь, застает игумена за рубкой дров в лесу. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф (впоследствии – преподобный Иосиф Волоцкий). Вспоминая своего учителя и наставника, Иосиф Волоцкий писал, что тот мог быть не только милостив и снисходителен, но был подчас и суров, и гневен с нераскаянными грешниками. Духовные ученики преподобного почитали и боялись его. У некоторых идущих на исповедь «подгибались колени».

Прозорливость преподобного Пафнутия, кажется, не оставляла в обиходе обители ни единой маленькой лазейки для лукавого. Так, иконописец Дионисий, нарушивший запрет игумена на употребление мяса, обнаружил, что принесенная тайно в обитель баранина кишит червями, а сам он покрылся струпьями. Дионисий был исцелен лишь милостью преподобного. Один инок, хуливший все распоряжения игумена, во сне был устрашен бесами и наутро явился просить прощения у преподобного. Своих учеников и продолжателей преподобный Пафнутий не оставлял своим молитвенным попечением и за гробом.

Преподобный Пафнутий провел в монашеском подвиге 63 года. Незадолго до кончины, когда он полностью отказался от еды и уже почти не вставал с одра, отложил все попечения земные и целиком погрузился в покаяние, на вопрос, кому он оставляет обитель – братии или княжескому попечению,- старец ответил: «Пречистой».Потом Пафнутий призвал братию в чистоте и страхе Божием подвизаться во спасение, чтобы ради добрых дел братии он мог спокойно почивать по смерти. И заключил: «Спешите делать добро!».

Перед кончиной преподобного проходившие мимо его кельи слышали ангельское пение. Преподобный Пафнутий Боровский по собственному своему предсказанию преставился 1 мая 1477 года.

О жизни этого святого сохранилось два древних литературных памятника, написанных его учениками: «Житие преподобного Пафнутия Боровского», написанное Вассианом Саниным, епископом Ростовским, и «Сказание о кончине преподобного Пафнутия Боровского», написанное старцем Иннокентием.

Стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – единственная роспись Дионисия, дошедшая до нашего времени в полном составе и подлинном виде

Пафнутьево-Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы. Между 1467 - 1476

Московский Кремль. Успенский собор. 1480 - 1481

Спасо-Каменный монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1481

Московский Кремль. Вознесенский монастырь. Вознесенский собор. 1482

Иосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор. После 1485

Главная

О проекте

Контакты

Обратная связь

По историческим документам нам известны работы Дионисия

Пафнутьево-Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы. Между 1467 и 1476 годом

Московский Кремль. Успенский собор. 1480 – 1481 годы

Спасо-Каменный монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1481 год

Московский Кремль. Вознесенский монастырь. Вознесенский собор. 1482 год

Иосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор. После 1485 года

Чигасов монастырь. Спасо-Преображенский собор. Конец 1480 годов

Павло-Обнорский монастырь. Троицкий собор. 1500 год

Ферапонтов Белозерский монастырь. Собор Рождества Богородицы. 1502 год

Кирилло-Белозерский монастырь. Успенский собор. Начало XVI века

Спасо-Прилуцкий монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1503 год


Апостол Павел
Конец XIV, яичная темпера, Андрей Рублев

Ссылки по теме:

История русского искусства

Московская Духовная Академия

Дионисий: Монастырская коллекция рефератов

«Началохудожник» Дионисий



О проекте  |  Контакты  |  Обратная связь

© 2005 «Музей фресок Дионисия». Все права защищены.
Использование материалов сайта возможно только с разрешения музея.
Ознакомтесь с условиями предоставления информации.